Казанский вокзал — точка старта для тех, кто отправляется в авиапутешествия и точка финиша для тех, кто прибывает в Казань из аэропорта. Сегодня это самый центр города. Но до появления железной дороги эта часть Казани фактически была окраиной и называли её Мокрая слобода. Почему мокрая? Здесь соединялись поймы двух рек — Казанки и Волги. Недалеко от современного вокзала в Казанку впадала протока Булак. Сюда бежали сточные воды с Кремлёвского холма, поэтому здесь действительно было мокро.
В этой части Казани жила беднота, крестьяне, приезжавшие в город на заработки, в дешёвых ночлежках ютились маргиналы. Мокрая слобода имела дурную славу, как место притонов и кабаков, здесь было небезопасно. При всём этом, въезжали и выезжали из Казани именно через Мокрую слободу, и её главная улица так и называлась — Въезжая. А на месте, где сейчас расположен крытый легкоатлетический манеж, стояла триумфальная арка, обозначавшая въезд в город. В своём рассказе «Бывшие люди» это ярко описал Максим Горький:
Въезжая улица — это два ряда одноэтажных лачужек, тесно прижавшихся друг к другу, ветхих, с кривыми стенами и перекошенными окнами; дырявые крыши изувеченных временем человеческих жилищ испещрены заплатами из лубков, поросли мхом; над ними кое-где торчат высокие шесты со скворечницами, их осеняет пыльная зелень бузины и корявых вётел — жалкая флора городских окраин, населённых беднотою.
Первой железной дорогой, прошедшей через Мокрую слободу, стала конка — городской трамвай на конной тяге. Её проект разработал инженер Павел Панаев. Рельсы были привезены из Англии, а трамвайные вагоны производились бельгийскими специалистами. Казанская конка открылась в 1875 году и стала третьей по счёту в России после Санкт-Петербурга и Москвы. Первый трамвайный маршрут соединил толкучий рынок под Гостиным двором с Дальним Устьем Казанки, где находились пристани и городской речной порт.
Московско-Казанская железная дорога придёт сюда спустя почти двадцать лет. Казанская губерния жёстко конкурировала с соседями за прокладку железнодорожного пути в Сибирь. Благодаря усилиям выдающегося общественного деятеля и казанского городского головы Сергея Дьяченко железная дорога, соединившая Москву и Казань, была построена к 1894 году.
Синхронно с железной дорогой строился и вокзал, который был открыт в 1896 году. Строительство обошлось в триста тысяч рублей (примерно восемьсот миллионов рублей на современные деньги). С появлением вокзала Мокрая слобода была благоустроена и стала наконец-то полноценными воротами в Казань для прибывающих по железной дороге.
Современная Привокзальная площадь украшена сквером с фонтанами, под которым расположена подземная парковка. Здание пригородного вокзала украшает созданное в 1967 году монументальное сграффито «Казань — столица Советской Татарии». Его главный образ — татарская красавица — по легенде, срисован с реальной девушки, которая работала диктором местного телевидения. К площади примыкает Центр современной культуры «Смена». В шаговой доступности знаменитый Колхозный рынок, похожий на восточный базар.
С другой стороны железнодорожных путей проходит набережная Волги, с популярным среди казанцев пляжем «Локомотив» и одноимённым полуостровом. До революции здесь располагался старообрядческий Прилуцкий молельный дом. Это здание сохранилось и находится на территории лодочной станции. Небольшую улицу, ведущую к станции, назвали в честь духовного лидера старообрядцев, протопопа Аввакума.
Большая Красная — cтудия подкастов: https://bigred.stream
Youtube-канал студии: https://youtube.com/@bigred.stream
Telegram-канал студии: https://t.me/bigred_stream
Instagram: https://instagram.com/bigred.stream