Взгляд и форма
Почему любое изображение не просто показывает мир, а придаёт ему значение и делает видимое осмысленным? Как культура формирует наш взгляд и почему зре...
Когда глаз чувствует: раннесоветское кино и тактильный поворот
Может ли кино «касаться»? Как раннесоветские режиссёры задумывались о глазе как новом органе осязания? Почему так важны были фактура, поверхность, рук...
Оптическая поэзия: поэт как субъект наблюдения
Что общего у Державина и Ньютона? Почему XVIII век называют эпохой, когда зрение стало предметом особого «воспитания оптикой»? Как оптические метафоры...
Новое советское зрение 1920-1930-x: оптическая общность советских людей
Советская культура уделяла особое внимание зрению, формируя не только новые способы видения, но и способы интерпретации окружающего мира. Кинематограф...
«Очистить зрение от диктата разума»: взгляд пациента и врача как исследовательская оптика.
Как болезнь помогает изменить привычный способ видения? Почему в литературе модернизма нарушение зрения становилось способом художественного остранени...
Хирургическое зрение Льва Толстого: реанимация опыта боли
Какие линзы накладывает культура на наше восприятие? Как менялись механизмы взгляда в культуре и какое отношение к этому имеет фотография военного вре...
Волшебный свет: как проекционные фонари изменили визуальную культуру
В новом выпуске подкаста «Что изучают гуманитарии» историк Анна Котомина рассказывает о волшебных фонарях — устройствах, которые изменили визуальную к...
Геннадий Айги: на границе молчания и слова
У нас для вас сюрприз к Старому Новому году: внеочередной, праздничный, снежный выпуск четвёртого сезона подкаста «Что изучают гуманитарии»! Вместе с ...
Фасеточный глаз визуальной аналитики: как изучать советское оптическое
В новом выпуске подкаста «Что изучают гуманитарии» говорим с социальным исследователем Галиной Орловой о том, каким теоретическим арсеналом обладают с...
«Кинотеатр для нового человека»: раннесоветское кино и его зритель
Как организовывались кинопросмотры в Советском Союзе 1920-х годов? Какого зрителя стремилась создать новая власть, и можно ли говорить о противоречии ...